Фильм о геноциде мирного населения в дни оккупации Ростова снимут к концу года по проекту «Без срока давности». Съемки уже идут; потом картину планируют перевести на иностранные языки и показывать за рубежом. Вместе с тем поисковики и историки создают интерактивную карту мест захоронений жертв нацистов в Ростовской области. Рассказываем, о чем еще говорили эксперты за круглым столом по теме «Без права на забвение».
Сколько мирных советских людей погубили фашисты, сосчитать до сих пор трудно. То тут, то там поисковики находят страшные массовые захоронения стариков, женщин, детей... А спецслужбы рассекречивают архивы и документы.
«Многие из них написаны на тетрадных листах, многие из них, даже если речь идет о судебно-следственной документации, не имеют полного набора реквизитов, поэтому требуется их идентифицировать. Большая кропотливая работа, что можно использовать как доказательство, а что нельзя».
Николай Трапш, директор Государственного архива РО
Вот очередные данные: в районе кирпичного завода в Азове погребено от 60 до 70 человек. В противотанковом рву юго-западнее Красного Сулина лежат 447 жертв фашистов. В Миллерове известны семь мест массовых убийств, в Новошахтинске документально подтверждены 26 ям...
«Одним из направлений будет установление интерактивной карты, на которой будут для общего, в общем доступе установлены нами найденные места с конкретными захоронениями жертв германских нацистов».
Александр Нетесов, ведущий специалист проекта «Без срока давности»
А кинематографисты совместно с историками, поисковиками и архивистами снимают в Ростове фильм о страшных днях 41 и 42. Картину планируют выпустить к концу года, и показать не только в России. Цель фильма и проекта в целом - показать истинные масштабы геноцида мирных жителей Дона.
«И по нашему городу очень много ведь было стихийных захоронений - люди при бомбежке погибшие, при обстреле, в начале оккупации. А потом немцы всех выгоняли, потому что жара, разложение идет и эти тысячи трупов на улицах Ростова нужно было как-то убрать. И закапывали в воронки, куда угодно...».
Владимир Афанасенко, историк, научный сотрудник ЮНЦ РАН
Организаторы проекта просят помощи горожан в установлении неизвестных фактов геноцида. Поисковики ищут свидетелей, собирают дневники, письма и другие документы, которые сохранились у потомков. Ведь дело Нюрнбергского процесса до сих пор не окончено.