Вчера их ловили инспекторы по делам несовершеннолетних, а сегодня они сами ловят успех, раскрывая свои артистические способности. В социальном проекте «Трудный театр. Премьера» всё по-взрослому театрально — чего стоит одно то, что играют подростки на сцене Театра Горького. Пока, правда, малой — но ведь и начинать надо с малого.
В музыкальной постановке «Бабий бунт: новости из станицы» всё разгорается из-за денег. Отец и три сына хотят расширить семейное дело, а для этого нужно заложить дом. Но мать и женская половина семьи против: видимо, зная своих мужчин, они боятся: предприятие прогорит, и жить будет негде. За игрой актеров интереснее следить, зная их истории. Ведь здесь собраны подростки, которых уже хорошо знает полиция.
«От ПДН меня пригласили на кастинг. Просто, вот, пришли, со школы взяли и говорят — кастинг. Мы пришли, там мы посидели, посмотрели. Изначально я вообще не думала, что я сюда приду. То есть, мне как бы сказали, я дала свой номер. Сказали, приходите на репетицию, мы вам напишем. Мне написали, я пришла на первую репетицию. И вот, уже как полгода здесь».
Мария Коваленко, исполнительница роли бабушки
Социальный проект «Трудный театр. Премьера» возник в 2008 году. Тогда в нём участвовали несовершеннолетние из Азовской воспитательной колонии. А с 2015-го начались гастроли по стране. Хотя понятно: состав труппы постоянно меняется, момент славы актеров здесь ограничен.
«На проекте с 14 до 18 лет люди находятся. Как исполняется 18 лет, они переходят в волонтёры — помогать младшим. И я, думаю, тоже пойду».
Виктория Чернышева, исполнительница роли Насти
Пластику и речь ставят опытные педагоги. Работать с шашкой для спектакля «Легенды рыцарства», например, учили реконструкторы и казаки. Главное, создать атмосферу, где трудный подросток увидит себя в новом образе и откроет свои лучшие качества.
«Для них работает свет, для них работает, допустим, фото, видео, костюмы, грим. Для того, чтобы он один раз вышел на сцену и почувствовал, что такое аплодисменты, что такое, когда он работает на свету. Потому что они выходят с улицы, либо с каких-то правонарушений».
Александр Чуваев, координатор проекта «Трудный театр. Премьера»
Творческий эксперимент себя оправдывает: уже после первых выступлений и оваций многие артисты к прежней жизни не возвращаются. И это преображение лучше самой гениальной роли.