Картины, графику, фарфор и стекло разных времен и народов объединит... реставрация. Раз в пять лет областной музей изобразительных искусств представляет проект "Возвращение к зрителю". Его третья глава будет готова в октябре.
Инструменты у реставраторов, как у ювелиров - настолько скрупулезна и ответственна эта работа. Елена Чаленко возвращает зрителю уникальную "Вазу десертную с китайскими музыкантами". Середина XIX века, из коллекции Императорского фарфорового завода. Фигурка одного музыканта утрачена, и поскольку аналогов нет, место пустует. Елена показывает нам "условную сборку": сначала основание постамента, потом еще деталь...
«И уже сама непосредственно ваза, эта чаша. Она, наверное, была соединена штифтом. Есть предположение, что была еще какая-то деталь, утраченная, потому что мне кажется, что низковато немножко, здесь вот чаша по отношению к этим головам музыкантов».
Елена Чаленко, реставратор Ростовского областного музея изобразительных искусств
А вот предмет, уже прошедший реставрацию: "Аллегория трех искусств". Таких скульптур Мейсенской фарфоровой мануфактурой по заказу императрицы Екатерины Второй было выпущено не больше 10-ти - для павильона катальной горки в Ораниенбауме. Елена Чаленко показывает все этапы работы, когда из множества фрагментов было собрано это фарфоровое совершенство.
«Крылышки у ангелов, принято было решение на реставрационном совете, их не тонировать, оставить без тонировок, чтобы было видно, что сохранилось оригинального и что было привнесено при производстве реставрационных работ».
Елена Чаленко, реставратор Ростовского областного музея изобразительных искусств
«Что касается выставочного проекта то это уже третий проект и он так и будет называться: "Возвращение к зрителю. Глава третья". И, ну уже так сложилось традиционно, что мы показываем произведения, отреставрированные за 5 лет».
Ирина Воробьева, главный хранитель Ростовского областного музея изобразительных искусств
Обязательно на выставке будет и этот графический лист. Увидев фотофиксацию, можно понять, в каком аварийном состоянии была морская баталия при Гангуте: бурого оттенка со светлыми пятнами.
«В свое время лист был вмонтирован в стеклянную раму и стекло соприкасалось с бумагой. А стекло - это щелочь, и вот эта щелочь обязательно даст о себе знать через несколько лет, что и произошло с этим листом».
Игорь Полевода, заведующий реставрационной мастерской Ростовского областного музея изобразительных искусств Реставратору предстоит решить непростую задачу: обычно, когда устраняют разрывы, их укрепляют с оборотной стороны, а здесь такой возможности нет. Какой найден выход? - узнаем в октябре на выставке "Возвращение к зрителю. Глава третья".