Год назад Лариса Ушакова ушла из жизни, но ни одна ее работа не говорит о боли и страданиях. В этом и феномен ее, - вспоминают коллеги и ученики, - всегда полная радости и позитива, она находила свет во всем, даже в самые трудные времена и в самых непрезентабельных сюжетах дачных поселков и двориков.
Всё, что кажется случайным в рисунке, неслучайно: летящие листья, катящиеся яблоки и сливы, мерцающие грозди винограда... Впечатления, но абсолютно ясные; здесь импрессионистская манерность приобретает четкую композицию и крепость кисти. "Натюрморт с айвой", "Натюрморт с хризантемами", "Сентябрь"... - ее сравнивали с Серовым и Сезанном. А методику писания еще в начале нулевых Ирина Гуржиева прозвала южнорусским импрессионизмом. Ее "грани" - излюбленные жанры художницы - натюрморт и пейзаж.
Отдельный зал Музея изобразительных искусств посвящен "Формуле любви и цвета" - так назывались совместные выставки Ларисы Ушаковой и ее супруга - Сергея Олешни. И нетрудно догадаться, чей образ вдохновлял скульптора.
"Конечно, это моя муза. Мы прожили большую и красивую жизнь, я у нее многому учился. Да, я много ее лепил. Памятник учительнице, который стоит в Ростове, в других городах России. Много станковых работ".
Сергей Олешня, супруг Л.Ушаковой, заслуженный художник России
Жизнь Ларисы Ушаковой была связана и с образованием: благодаря ей в Академии архитектуры и искусства ЮФУ открыты специальности "Живопись", "Графика", "Скульптура". Кроме того, художница - единственная на Юге страны женщина, получившая звание академика Российской академии художеств. Правда, буквально за восемь месяцев до смерти - в феврале 2020-го. Тогда же в залах академии в Москве открылась ее последняя персональная выставка - "Времена года". А эту, мемориальную экспозицию "Грани южнорусского импрессионизма" можно увидеть до 31 октября.