Мучившие Христа римляне — в образе... турецких янычар. А еще уникальная медная пластика икон, старинные книги и документы, рассказывающие о жизни донских староверов. Их община открывает себя городу: к открытию готовится Музей культуры донского старообрядчества.
«Видите: кладбище, кресты. Казак не мог себе представить кладбище без крестов, а мы прекрасно понимаем, что во время жизни Христа на кладбище не было крестов».
Иоанн Севастьянов, настоятель Покровского храма
Уникальность книги XIX века «Страсти Христовы» не только в ее возрасте. Написанная пером, она вполне обычная по тексту, но редкая по исполнению: с иллюстрациями на казачий манер.
«Римляне, которые мучили Иисуса Христа, изображены в виде турецких янычар - солдат, которые были противниками конкретно для казаков».
Иоанн Севастьянов, настоятель Покровского храма
Основные вехи истории старообрядчества в нашем регионе покажут с помощью документов, фото, антиквариата. По мнению многих специалистов, именно в старообрядчестве сохранилась русская икона. И особенно такое уникальное явление, как медная пластика икон.
«Иконы, которые сделаны не на доске, не темперной краской, а вылиты из бронзового сплава. Вот такая замечательная икона святителя Николы с эмалевыми вкраплениями. Весьма распространенные иконы, которые были в каждом доме старообрядца».
Иоанн Севастьянов, настоятель Покровского храма
А вот пример исторического документа: духовное завещание строителя храма Николая Панина. С его помощью купец планировал обеспечить безбедное существование общины на долгие годы.
Сегодня это улица Ульяновская. В XIX веке это одна из улиц старообрядческой слободы. До 1921 года ростовским старообрядцам принадлежало три здания: Покровский собор, который действует и сегодня, богадельня, которая выходит на улицу Баумана, и дом причта, в котором и расположится музей.
В доме причта в советские годы заселили горожан. И сейчас под музей выделен только первый этаж. Важной частью экспозиции будет деятельность старообрядцев в годы Великой Отечественной.
«Именно эта община укрывала здесь в подвалах своего храма евреев и раненого красноармейца. За это пострадала от оккупационных властей. На Дону старообрядцы - это историческая общность. Казаки формировались во многом из беглых крестьян, которые здесь находили укрытие от преследования той эпохи».
Андрей Бедрик, и.о. директора института социологии и регионоведения ЮФУ
Мечта общины - найти живущих в Ростове потомков купца Николая Панина: чтобы дополнить информацию о нем для экспозиции. Открыть музея культуры донского старообрядчества планируется в январе.