Расстрелянные из пулеметов машины, заминированные дороги и даже канализационные люки. Житель Мариуполя, который сам когда-то служил в ВСУ, буквально пришел пешком в Россию в качестве беженца. Уже в Ростове мужчина рассказал нашей съемочной группе о своей службе, о нацистах и о том, как мирное население оказалось ненужным своей стране.
Николай Эксархос отслужил в ВСУ три года — с 18-го по 21-ый. Говорит, стал механиком-водителем танка почти случайно: пришла повестка как резервисту отправиться на сборы.
«Оказывается, я болен панкреатитом. Я там свалился, пару дней в лежку лежал. Мне врачи местные сказали: если я подпишу контракт, мне будет бесплатно оказана помощь. Это меня и побудило. Ну и плюс то, что ЗП пообещали не плохую. 8000 гривен у рядового. Меня в Донецке проверили, что я никого не убивал, на моих руках крови нет, понимаете. Они меня отпустили».
После начала военной спецоперации в Мариуполе, где Николай жил с родителями — гражданами России — прошел слух, что русские всех украинских военнослужащих расстреливают. И чтобы не навести огонь на семью, бывший военный пешком ушел из города.
«Там стояли машины расстрелянные. Я уже потом узнал, что это они расстреливали машины с людьми. Там уже людей не было — ни 200х, ни каких. Все дороги заминированы. Лежат противотанковые мины и между ними натянута проволока. Это оставляли украинские военнослужащие? Да, это ставил Азов (Признан экстремистской организацией и запрещен в РФ). Потому что в даже в самом городе были заминированы даже люки. Они уже ничем не гнушались. Ну это же мирные жители пострадают, в первую очередь, правильно? Им абсолютно все равно».
Николай пытался дойти до Бердянска, где живут родственники, но его остановили донецкие военнослужащие — и доставили в комендатуру. У мужчины был только греческий паспорт — и его обещали депортировать через Россию в Грецию.
Сейчас Николай до выяснения обстоятельств в российских правоохранительных органах. В Мариуполе остались отец и мать, связи с ними нет — а выжить там сейчас почти невозможно.
«В военкомат призывали всех подряд. Они просто вывезли эти ящики на улицу — разбирайте, кто хочет. Тем самым подписав смертный приговор всему мирному населению. Я видел своими глазами, как убили… С автомата расстреляли человека, который торговал сигаретами в ларьке. Только за то, чтобы забрать у него все сигареты. Я считаю, что за 8 лет конфликта можно было найти общий язык. Бог с этим Крымом, со всем остальным. А у этого амбициозного политика, который, не знаю… Его даже политиком тяжело назвать. Я за Зеленского говорю. У него не хватило ни на что.Люди им были не нужны».