«Испанская рапсодия» Листа, увертюра к опере Лароша и танцы из оперы Моцарта были в программе концерта-премьеры Шестой «Патетической» симфонии Чайковского в октябре 1893 года. Реконструкцию того концерта представил Ростовский академический симфонический оркестр. Как и 128 лет назад, прозвучал и Первый концерт Петра Ильича, который сейчас стал временным гимном нашей страны на олимпиадах. А сверх программы пианист Андрей Гугнин поразил исполнением этюда для левой руки.
Премьеру своей VI Симфонии П.И.Чайковский дирижировал сам. Это было 16 октября 1893 года в зале Дворянского собрания в С-Петербурге. И эта дата навсегда осталась в истории музыки. Всего через несколько дней композитора не стало. Сегодня Ростовский академический симфонический оркестр представляет реконструкцию концерта -премьеры VI Симфонии Чайковского.
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения». Чайковский напророчил: Шестая стала его последним сочинением.
Программу концерта-премьеры «Патетической» композитор собрал на свой вкус: Моцарта он называл «Христос музыкальный» - и взял два его танца из оперы «Идоменей», сам сделал к ним оркестровку. Была и увертюра сокурсника по консерватории Германа Лароша к опере «Кармозина». По словам Валентина Урюпина, музыка композиторов второго или даже третьего ряда дает понимание «музыкального ланшафта» того времени.
«К тому же, вот сочетание Первого фортепианного концерта и Шестой Симфонии, оно, ну, настолько очевидно, так часто играют, а если мы добавляем всего лишь два этих неочевидных сочинения, это Моцарт, танцы из "Идоменея", которые очень редко играют, и Лароша, то получаем свежее сочетание».
Валентин Урюпин, художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра
Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром стал популярным сразу после премьеры, которая была в Бостоне, а уже потом в России. В программе того осеннего концерта 1893-го его исполнлила немецкая пианистка Адели Аус дер Оэ.
Пианист Андрей Гугнин вышел за пределы программы - и на бис исполнил этюд для левой руки Феликса Блюменфельда.