"Красная Москва" и "Ландыш серебристый", "Кармен" и "Красный мак" - эти ароматы теперь называют не иначе, как легендами и символами советской эпохи. В Музее изобразительных искусств на Чехова - уникальная семейная коллекция Людмилы Лисицыной и Виктора Майорова, которая рассказывает, как создавались советские парфюмерные бренды.
Но изучать историю вопроса начнем с истоков, когда еще в царской России соперничали два французских парфюмера.
В российской "ароматной" гонке двух французских парфюмеров Альфонса Ралле и Генриха Брокара успешнее оказался Брокар. Почему? На старте он занялся мыловарением, продавал свою продукцию дешево, а "хитом" продаж стало мыло для детей, где на бруске была выбита буква русского алфавита.
К столетию Бородинской битвы фабрика француза Альфонса Ралле выпускает одеколон "Наполеон". Дальше шлейф легенд уже следует за Эрнестом Бо и ароматом №5, созданным им для Шанель. Парфюмера ей представил великий князь Дмитрий Романов.
Парфюмерная история в России пережила воистину революционные времена. В 1918 году фабрика Брокара была национализирована, и получила весьма унылое название "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5". Следующее - "Новая заря", было уже вполне в стиле времени, вернее, в духе.
И на этой "Новой заре" парфюмеры сделали всё, чтобы завоевать женские массы советской России: "Красная Москва" - долгожданные модные духи, настоящий шик и аромат с историей.
Советская эпоха - это первые ракеты и атомоходы, Ростсельмаш и ткацкие комбинаты, и еще много-много всего - и на этом фоне трудовых побед эфемерность и нежность духов. Их аромат, теперь, едва уловимый, тоже остался символом того времени. Недосказанность, интригу и тайны эта выставка, как и женские духи, сохранит до 20-го февраля.